top of page
Поиск

Моя книга – как ребенок, который вырос и покинул дом. Встреча с Мариам Петросян

  • Фото автора: Мария Войтик
    Мария Войтик
  • 20 авг. 2021 г.
  • 3 мин. чтения

Почему экранизация опасна для литературы и как писать о детях-инвалидах – автор культового романа «Дом, в котором…» Мариам Петросян встретилась с белорусскими читателями 20 апреля в Научной библиотеке БНТУ.

Действие книги происходит в доме на окраине города, среди длинной череды многоэтажек и бетонно-квадратных дворов. Это и мистическая история, и рассказ о взрослении, и наполненная мудростью притча о том, как важна в жизни вера в чудеса. Джоан Роулинг, Кен Кизи и Стивенг Кинг под одной обложкой. Только с неповторимым, авторским колоритом.


Армянская писательница и художник призналась, что писала роман для себя, на это ушло почти 20 лет. И очень удивилась, когда у «Дома…» появилось столько поклонников:


 – В издательство книгу не торопилась отправлять, давая почитать людям, чье мнение было важным для меня. Думала, что научусь вычислять тех, кому она может понравиться. И была потрясена, когда их оказалось так много. Помню, как перед выходом книги мне было стыдно. Думала, что издательство «погорит» и пожалеет, что связалось со мной. Дико радовалась, когда роман стали покупать. Как и когда читала хорошие отзывы. Через год у меня была обратная реакция: наверное, роман не так уж и хорош, ведь стоящие вещи, как правило, не сразу принимаются публикой. Но нашла несколько нелестных комментариев и успокоилась.


Что касается переводов, то этим занимаются агенты. Книгу хорошо принимали во Франции, быстро раскупили в Италии. А это, говорит писательница, хороший показатель. Ведь там люди предпочитают своих авторов.


По ее словам, «Дом в котором…» – это не магический реализм, которым славятся латиноамериканские мэтры, такие как Габриэль Гарсиа Маркес.  Но и фэнтези автор назвать роман не может. С жанром до сих пор не определилась. Но так ли это важно?


– Я хочу, чтобы читатель видел в сюжете что-то свое. Не навязываю никаких трактовок. Дом – это интернат, в котором живут инвалиды. Но я стараюсь не говорить об этом читателям в лоб, потому что через несколько страниц они забудут, что речь идет о людях с какими-то физическими недостатками.

На одной из первых встреч с читателями после рассказа о том, кто стал героями этой книги, зал покинул весь первый ряд. Проблема в том, как считает Мариам Петросян, что есть образы, слова, которые сразу же отпугивают читателей.


– Говорю, что «Дом, в котором…» — это о подростках и их взаимоотношениях. Отчасти, так и есть. Я ведь сама начала писать эту книгу, когда мне было 17 лет. Это состояние, впрочем, удалось сохранить и в 30. Реальную жизнь в интернатах не изучала, боялась, что это может сломать тот литературный мир, который я создала, ведь в реальности редко случаются чудеса.


Сначала в голове у писательницы зародились довольно стереотипные персонажи, их каждый помнит по школе: шутник, толстый мальчик, самая красивая девочка, крутой парень. Но эти образы сто раз переделывались, потому сложно определить, кем были герои изначально. Так или иначе – каждый из них получился сильным и характерным.


– Мне нравится, что моя книга просто живет. Сама по себе – и даже без моего участия. Куда-то все время двигается. Как ребенок, который вырос и покинул дом.

 «Дом, в котором…» – абсолютно не автобиографичен. Мариам Петросян признается, что узнать о ее жизни из романа невозможно.

— У меня часто спрашивают, нужна ли книге экранизация. Но я – против. Не люблю экранизаций литературных произведений, по пальцам могу пересчитать удачные – и то, ты так думаешь до того, как прочтешь книгу. Я не хочу, чтобы какой-то человек, даже талантливый режиссер, взял мой роман и сказал: я вижу так, а потом преподносил это и мне, и читателям. Видение режиссера сужает восприятие книги до одной версии. А их должно быть много.


На вопрос, будет ли она писать еще, Мариам Петросян отвечает, что время покажет. И пока, чтоб не сглазить, лучше не говорить о планах. Но читатели с нетерпением ждут новых произведений.


Мария Войтик


 
 
 

Comentários


  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка
bottom of page