Любовь против войны: легендарный спектакль Купаловского вернулся на сцену
- Мария Войтик
- 18 авг. 2021 г.
- 2 мин. чтения
Иногда ты не просто зритель. В Купаловском театре есть спектакль «Не мой» по книге Алеся Адамовича. Эта постановка, в режиссуре Александра Гарцуева, одна из самых сильных на белорусской сцене, там многое между строк спрятано. Увидеть ее можно в ближайшее время 2 июля.

Не удержалась от потока сознания, потому что близко. Драма о войне, но не в форме героической оды, она вообще без формы, флажков и выводов, сложенных в белый конверт. Цензоры, фас, это жизнь, где нет добрых и злых, правых и виноватых – есть те, кто выполняет приказы и те, кто совершает поступки.

«Не мой» — это история любви девушки Полины, которая живет с мамой в деревенском доме, и немецкого солдата Франца, сына пастора, только что призванного на войну из родного Дрездена.

Пронзительно и смело рассказано о маленьких людях с большой душой и жуткой политической машине, об идеологиях и системах, где внушают: «ты – это наши лозунги, соответствуй – или будь изгоем». Но герои, как дети, которые не читали правил, следуют лишь за сердцем, и пусть на этом пути кто-то из них лишится имени, главное – останется Человеком.

Вокруг Франца и Полины бегает безумная конница ощутивших власть — не только фашистов, но и, казалось бы, своих, коммунистов. «Не мой» — еще и о репрессиях, поэтому — больно вдвойне. Чтобы вы понимали, только в Беларуси официально не признают день памяти жертв партийного сталинского террора, запрещают вообще это вспоминать, как в случае с Куропатами, зато активно празднуют что-то там комсомола и обновляют штукатурку на башенке Цанавы.

У моего дедушки, когда ему было лет шесть, 21 ноября 1937 года забрали отца за якобы антисоветскую агитацию, а на самом деле, мешало кому-то, что в семье дом большой. Приехали, увезли и убили. Малыш бежал за повозкой, но для НКВДшников — приказы выше поступков. Дедушка остался один в семье, с мамой и младшей сестренкой. Стал мужчиной ещё ребенком, но не воевал. Для меня он — настоящий герой. Сколько можно фотографировать историю только с одного ракурса?

Но это бесконечная тема, так что вернусь еще на минутку к спектаклю. Когда выходишь из театра, за спиной как будто пули свистят и хочется обнять маму. Да, это сильная эмоциональная встряска, но очень важная. Драма напоминает, что мы – это наша любовь. А потом уже все, что написано на бумажках.

P.S. Алесь Адамович всегда выступал против войны, любой, говорил, что ни один взрослый не имеет права выбирать смерть, не спросив у детей. Я абсолютно с ним солидарна.

Мария Войтик, фото автора
Comments