Танцы с атомами: самые красивые научные эксперименты
- Мария Войтик
- 5 июл. 2021 г.
- 3 мин. чтения
Эта история начинается в эпоху солнечных часов, созданных вручную, и завершается эрой сверхточных приборов огромных научных лабораторий. Опыт из области физики о взаимодействии тел, состоящий из чётких фактов, и лирическая, нежная, чувственная соната Бетховена — что у них может быть общего? Один из величайших учёных двадцатого века Виктор Вайскопф был уверен, что они одинаково прекрасны! Эту же мысль подхватил Роберт Криз и написал целую книгу — «Призма и маятник. Десять самых красивых экспериментов в истории науки».

Познавательный справочник, состоящий из историкофилософских очерков. Научный эксперимент, по мнению автора, — далеко не бесчувственный набор измерений, а настоящая буря эмоций! Не верите? Расширьте пределы своего понимания мира! Окунитесь в круговорот историй о знаменитых учёных и их творениях, которые проливали свет на тайны Вселенной в течение 2500 лет. Роберт Криз начинает повествование с рассказа о первом известном в истории измерении Земли, сделанном Эратосфеном Киренским еще до нашей эры. Ему не пришлось проходить вдоль окружности нашей планеты с рулеткой в несколько десятков тысяч миль. Удивительно, но инструменты исследователя при такой глобальной задаче были очень просты. Он следил за тенью, отбрасываемой гномоном (центральным стержнем солнечных часов), проводя элементарные вычисления.
Выходит, что такая эфемерная и неуловимая вещь, как тень, раскрыла секреты, которые было принято считать недосягаемым Божьим знанием. Результат опыта стал авторитетным в научных кругах на несколько столетий. Это штриховой набросок всего лишь одной главы книги. Читателей также ждёт знакомство с феноменом свободного падения тел, открытием волновой природы света, секретами «рождения» формулы ускорения движения. Автор книги не забыл упомянуть также о легендарном маятнике Фуко, ядерной теории атома Резерфорда и загадочном «experimentum crucis» Ньютона! Сложные инструменты, утомительный процесс, длинные химические и математические формулы, возня с механизмами и оборудованием… В чём же тут красота и прелесть? Спросите у Роберта Криза! Кто бы мог подумать, что такое грозное на слух явление, как «интерференционная картина при рассеянии одиночных электронов на двух щелях», напоминает сияющее звёздное небо или снегопад, рассекающий прозрачный морозный воздух.
По свидетельству очевидцев, увиденное завораживает примерно так же, как шедевр живописи или мраморное изваяние нимфы. Правда, Роберт Криз больше склоняется к сравнению опытов с театральным действом: «Эксперимент в отличие от картины или скульптуры динамичен. Он больше похож на драматическое представление, так как люди планируют его, организуют и наблюдают — с тем чтобы получить те результаты, в которых они заинтересованы». Описанные в книге опыты восхищают не меньше, чем любое произведение искусства, потому что они — воплощение бесконечных возможностей природы и силы человеческого интеллекта.
Писатель не ограничивается описанием самих экспериментов, а с увлечением рассказывает и о характерах, талантах, привычках, семьях, карьере его создателей. Английский учёный Генри Кавендиш, который измерял плотность нашей планеты в XIX веке, например, носил причудливую старомодную одежду, разговаривал визгливым голосом, был застенчив, больше всего на свете боялся женщин и каждый вечер ел на ужин баранью ногу. Это, впрочем, не отменяло его гениальности. Томас Юнг, заменивший корпускулярную теорию света на волновую, к двум годам уже умел читать, а в шесть лет изучил Библию и овладел более чем десятком языков.
Роберт Криз — американский философ, историк науки, журналист — словом, человек, мыслящий широко и неоднозначно. Писатель не просто приводит факты, а живо рассуждает, формируя свою уникальную концепцию красоты в мировой культуре. Каждой главе сопутствуют авторские интерлюдии, представляющие собой философское переосмысление и объяснение материала. Книга легко захватит тех, кто привык смотреть на вещи в 3D-объёме, а не поверхностно, и обращать внимание на детали.
Любители развлекательной, ненавязчивой литературы, между тем, скорее всего пройдут мимо. Книгу не осилишь за один вечер, она требует внимательного чтения и определённого уровня знаний. Издание дополняется чёрнобелыми иллюстрациями, на которых можно найти, к примеру, самый древний из дошедших до нас инструментов измерения времени (III век до н.э.), рисунок «Падающей башни» в Пизе, один из экспонатов Музея истории науки во Флоренции, маятник Фуко в Парижском Пантеоне. В издании много схем, которые помогают глубже понять ход мыслей учёных при проведении самых сложных экспериментов.
Мария ВОЙТИК
Опубликовано в газете "Литература и искусство"
Comments